Когда страдания не напрасны и спасительны, а когда, наоборот, — напрасны, бессмысленны и даже гибельны? Протоиерей Владимир Косточка ответил на эти вопросы сайту «Фома в Украине». Примечательно, что публикация была приурочена ко дню памяти преподобного Моисея Угрина, Печерского, 8 августа. Этот святой был боярином благоверного князя Бориса. Пробыв 5 лет в плену, он решил стать монахом и старался, по его словам, не перечеркнуть грешной жизнью безвинно понесенные в узах страдания, за которые надеялся «быть избавлен от вечных мук».
Страдания
До и после грехопадения
В раю, до грехопадения, человечество в лице наших прародителей Адама и Евы не знало, что есть страдание. Более того, благодаря прямому богообщению, «возделыванию рая» (духовному творчеству) человек находился в состоянии блаженства, радости, счастья.
Следствием грехопадения явились телесные и душевные болезни, которые повергли человека в состояние страдания, вплоть до смерти. Болезнь, страдание и смерть — явления противоестественные и тяжёлые, но крайне необходимые — они спасительны для участи человека в Вечности.
Что дает страдание?
Нам очень важно знать изначальную природу страданий, понимать, что страдания даны для осознания своих ошибок и грехов, для покаяния и очищения и, в конце концов, для Спасения.
Если человек страдает без ропота на Бога и ближних, если находит в своей душе силы для благодарения, значит страдает он не просто по грехам, а ради спасения, ради Бога, Христа ради. Такое страдание не напрасно, а спасительно.
И наоборот, если человек страдает исключительно по причине собственных ошибок и грехов, под влиянием «стихий мира», без покаяния и благодарения, ропщет, страдания его воистину бессмысленны и даже гибельны.
© Источник: Фома в Украине