Молитва и труд

Автор: | Сентябрь 5, 2018

Молитва и труд имеют важное значение для современного христианина. Настоятель нашего храма поделился своим мнением о том, как следует совмещать молитву и труд.  Слова отца Владимира были опубликованы на сайте «Фома в Украине» 3 сентября — в день памяти преподобного Аврамия Трудолюбивого, Печерского. Этот святой, выполняя свои послушания, также много помогал другим монахам.

2018 05 26 Parish Rector, Liturgy, Church of the Kazan icon of the Mother of God, Kyiv

Молитва и труд

Богообщение

Люди не ангелы и не могут пребывать в молитве и созерцании Бога непрерывно. В раю, до грехопадения, человек имел возможность постоянного прямого богообщения. Однако ему было дано повеление от Творца возделывать райский сад. Такой труд не подразумевал особых физических усилий, — он был скорее творческим. Тем не менее, это был труд, который время от времени чередовался с богообщением — молитвой.

Труд

Видимо, даже в райском состоянии природа человека была не до конца совершенной. Богословы в таком случае говорят, что она является «падательной», т.е. склонной к падению. И для предохранения человека от греховных поползновений ему благословлялся пусть малый, но всё же труд. После грехопадения природа человека огрубела, духовное зрение притупилось, и гордыня возросла. Поэтому и труд стал тяжелее, — «в поте чела». Он явился попущением свыше как необходимое врачевство, предохраняющее от ещё более глубокого, а возможно и полного, окончательного отпадения от Творца.

Сначала заповедь о труде воспринималась людьми исключительно как проклятие. Однако со временем человечество смиряется. В лице своих лучших представителей оно приходит к пониманию, что в деле спасения нужны не только молитва, но и труд. С помощью труда можно укрощать буйство плоти, смирять неистовство гордыни, притуплять изощрённость нечистых мечтаний.

Союз молитвы и труда

Свидетельства тому, что молитва и труд приносят духовную пользу, содержатся на страницах Священного Писания, святоотеческих творений и житий святых. И, всё-таки, самый большой и положительный опыт в решении вопроса о правильном, душеполезном совмещении труда и молитвы имеют наши православные монастыри. Как приобретался этот опыт, с чего всё начиналось?

Приведём буквально один краткий пример из жития основателя православного монашества преподобного Антония Великого (III в.). Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», — сказал ему ангел Господень. Так впоследствии и поступал авва Антоний и его многочисленные ученики.

Монастырский пример

Таков, по сути, и до настоящего времени монастырский уклад жизни — молитва и труд, приём пищи и отдых. При этом важно, чтобы во всём присутствовала мера и строгий разумный баланс. По возможности следует учитывать индивидуальные особенности каждого. Поэтому даже для христианина, живущего в миру, недостаточно тех примеров, которые можно почерпнуть из Священного Писания, святоотеческих творений и житий святых. Крайне необходим хотя бы минимальный, пускай кратковременный, но всё же реальный опыт проживания в монастыре в качестве послушника или паломника. Конечно, нельзя уклоняться от монастырских богослужений и предлагаемых послушаний.


Источник: Фома в Украине

Добавить комментарий