Молитва и труд имеют важное значение для современного христианина. Настоятель нашего храма поделился своим мнением о том, как следует совмещать молитву и труд. Слова отца Владимира были опубликованы на сайте «Фома в Украине» 3 сентября — в день памяти преподобного Аврамия Трудолюбивого, Печерского. Этот святой, выполняя свои послушания, также много помогал другим монахам.
Молитва и труд
Богообщение
Люди не ангелы и не могут пребывать в молитве и созерцании Бога непрерывно. В раю, до грехопадения, человек имел возможность постоянного прямого богообщения. Однако ему было дано повеление от Творца возделывать райский сад. Такой труд не подразумевал особых физических усилий, — он был скорее творческим. Тем не менее, это был труд, который время от времени чередовался с богообщением — молитвой.
Труд
Видимо, даже в райском состоянии природа человека была не до конца совершенной. Богословы в таком случае говорят, что она является «падательной», т.е. склонной к падению. И для предохранения человека от греховных поползновений ему благословлялся пусть малый, но всё же труд. После грехопадения природа человека огрубела, духовное зрение притупилось, и гордыня возросла. Поэтому и труд стал тяжелее, — «в поте чела». Он явился попущением свыше как необходимое врачевство, предохраняющее от ещё более глубокого, а возможно и полного, окончательного отпадения от Творца.
Сначала заповедь о труде воспринималась людьми исключительно как проклятие. Однако со временем человечество смиряется. В лице своих лучших представителей оно приходит к пониманию, что в деле спасения нужны не только молитва, но и труд. С помощью труда можно укрощать буйство плоти, смирять неистовство гордыни, притуплять изощрённость нечистых мечтаний.
Союз молитвы и труда
Свидетельства тому, что молитва и труд приносят духовную пользу, содержатся на страницах Священного Писания, святоотеческих творений и житий святых. И, всё-таки, самый большой и положительный опыт в решении вопроса о правильном, душеполезном совмещении труда и молитвы имеют наши православные монастыри. Как приобретался этот опыт, с чего всё начиналось?
Приведём буквально один краткий пример из жития основателя православного монашества преподобного Антония Великого (III в.). Однажды, среди ужасной борьбы с помыслами, Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», — сказал ему ангел Господень. Так впоследствии и поступал авва Антоний и его многочисленные ученики.
Монастырский пример
Таков, по сути, и до настоящего времени монастырский уклад жизни — молитва и труд, приём пищи и отдых. При этом важно, чтобы во всём присутствовала мера и строгий разумный баланс. По возможности следует учитывать индивидуальные особенности каждого. Поэтому даже для христианина, живущего в миру, недостаточно тех примеров, которые можно почерпнуть из Священного Писания, святоотеческих творений и житий святых. Крайне необходим хотя бы минимальный, пускай кратковременный, но всё же реальный опыт проживания в монастыре в качестве послушника или паломника. Конечно, нельзя уклоняться от монастырских богослужений и предлагаемых послушаний.
Источник: Фома в Украине