Святитель Григорий Палама

Автор: | Февраль 26, 2018

Святитель Григорий Палама возродил традицию исихазма, или священнобезмолвия, признанная глубинным стержнем православной духовности, квинтесенцией православного религиозного типа и стиля. Почитание святителя установлено как продолжение праздника Торжества Православия.

Расписание богослужений с 10 по 12 марта

Святитель Григорий Палама

Путь к монашеству

Свт. Гри­го­рий Па­ла­ма, ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский, ро­дил­ся в 1296 го­ду в Ма­лой Азии. Во вре­мя ту­рец­ко­го на­ше­ствия се­мья бе­жа­ла в Кон­стан­ти­но­поль и на­шла при­ют при дво­ре Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га (1282–1328). Вскоре отец Гри­го­рия умер, а воспитанием и обучением мальчика занялся сам Ан­д­ро­ник, полагая, что в будущем тот по­свя­тит се­бя го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти.

Однако, в возрасте 18-20 лет Григорий решил оставить светскую жизнь и отправился на Святую Гору Афон, чтобы посвятить себя аскетическим подвигам. При этом он отказался от имущества, унаследованного от отца, и убедил свою мать и сестер принять монашество. Юноша стал по­слуш­ни­ком в мо­на­стыре Ва­то­пед, через 2 года при­нял монашеский по­стриг, а после смерти своего наставника, преподобного Никодима, поступил в Лавру святого Афанасия. Там игумен обители определил его к певчим. По прошествии трех лет он удалился для подвигов в пустыню Глоссия, где его духовным наставником был Божий угодник Григорий Дримис.

Священническое служение

Около 1325 г. во избежание последствий турецкого разбоя Григорий вместе с 11 монахами переселился в Фессалонику. Там его возвели в сан иерея. Свои обя­зан­но­сти священника свя­той Гри­го­рий со­че­тал с жиз­нью от­шель­ни­ка: пять дней неде­ли про­во­дил в без­мол­вии и мо­лит­ве, а в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье пас­тырь вы­хо­дил к на­ро­ду, чтобы со­вер­шать бо­го­слу­же­ния и проповедовать. Ино­гда он по­се­щал бо­го­слов­ские со­бра­ния городской об­ра­зо­ван­ной мо­ло­де­жи во гла­ве с буду­щим пат­ри­ар­хом Ис­и­до­ром. Около 1326 года святитель удалился на гору, недалеко от Веррии, и создал неболь­шую об­щи­ну мо­на­хов-от­шель­ни­ков, которой руководил те­че­ние 5 лет. 

В 1331 г. в связи с кончиной матери встретился с сестрами в Константинополе, и забрал их с собой в Веррию (старшая из сестёр, Епихарида, через некоторое время умерла). В том же году свя­ти­тель уеди­нил­ся в ски­ту свя­то­го Сав­вы, близ Лав­ры пре­по­доб­но­го Афа­на­сия на Афоне. С 1333 г. был игу­ме­ном Ес­фиг­мен­ско­го монасты­ря в се­вер­ной ча­сти Свя­той Го­ры. В 1336 г. вер­нул­ся в скит свя­то­го Сав­вы, где за­нял­ся богословскими тру­да­ми, ко­то­рых не остав­лял уже до кон­ца жиз­ни.

Исихазм и споры о нем

Опыт­ное при­ме­не­ние ум­но­го де­ла­ния, тре­бу­ю­щее уеди­не­ния и без­мол­вия, по­лу­чи­ло на­зва­ние ис­и­хаз­ма (от греч. по­кой, мол­ча­ние). Тех, кто прак­ти­кует его, на­зы­вают ис­их­аста­ми. Духом исихазма свт. Григорий Палама проникся за вре­мя пре­бы­ва­ния в Глос­сии.

Во 2-й половине 30-х гг. XIV в. Православная Церковь столкнулась с очередным обвинением и лжеучением, исходившим от Варлаама Калабрийского. Варлаам с недоверием отнесся к свидетельствам фессалоникских монахов-исихастов о том, что во время глубокой сосредоточенной молитвы возможно созерцать Божественный свет, и обвинил монахов в ереси мессалианства. В своих же учениях он стал отрицать то, что в Боге различаются сущность и энергии.

В 1341 г. в храме Святой Софии состоялся Кон­стан­ти­но­поль­ский Со­бо­р. На Соборе произошел спор свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы с Вар­ла­а­мом о при­ро­де Фа­вор­ско­го све­та. В итоге Собор при­нял по­ло­же­ния свт. Гри­го­рия:

Бог, недо­ступ­ный в Сво­ей Сущ­но­сти, яв­ля­ет Се­бя в энер­ги­ях, ко­то­рые об­ра­ще­ны к ми­ру и до­ступ­ны вос­при­я­тию, как Фа­вор­ский свет, но яв­ля­ют­ся не чув­ствен­ны­ми и не со­тво­рен­ны­ми.

Уче­ние же Вар­ла­а­ма бы­ло осуж­де­но как ересь.

Но спо­ры меж­ду па­ла­ми­та­ми и вар­ла­а­ми­та­ми продолжились и после решения Собора. Так, сторону Варлаама принял бол­гар­ский мо­нах Акин­дин. Противодействие Григорию Паламе также оказывали патри­арх Иоанн XIV Ка­ле­ка (1341-1347) и Ан­д­ро­ник III Па­лео­лог (1328–1341). Акин­дин обвинил свя­ти­те­ля Гри­го­рия и Афон­ских мо­на­хов в разжигании церковных смут. Святитель Григорий опроверг эти обвинения, отстранился от политических событий и удалился в обитель святого Михаила Сосфенийского. Это спровоцировало пат­ри­арха принять жесткие меры по отношению к святителю: тюремное за­клю­че­ние, ко­то­рое продлилось 3 го­да, а также от­лу­чение от Церк­ви (1344) .

Освобождение

В 1347 г. патриарха Иоан­на XIV сменил Ис­и­дор (1347-1349). Тогда же Гри­го­рий Па­ла­ма был освобожден и воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па Со­лун­ско­го, хотя солуняне приняли его не сразу. Среди недовольных произошедшими изменениями особо выделился Никифор Григор. В очередной раз святитель Григорий разоблачил доводы противника.

Снова в неволе

Влахерн­ский Со­бор (1351 г.) тор­же­ствен­но за­сви­де­тель­ство­вал пра­во­слав­ность его уче­ния. Тем не менее, внутриполитическая борьба вынуждала жить в раз­ных ме­стах. По пути в Кон­стан­ти­но­поль ви­зан­тий­ская га­ле­ра была захвачена ту­рками, а свя­ти­те­ль — пленен. В те­че­ние го­да его про­да­ва­ли в раз­лич­ных го­ро­дах. Но, будучи в положении пленника, он про­дол­жал про­по­ведь хри­сти­ан­ской ве­ры. 

Последние годы святителя

За три го­да до своей кон­чи­ны святитель вер­нул­ся в Со­лунь (1355 г.). Свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу 14 но­яб­ря 1359 го­да. В 1368 го­ду он был ка­но­ни­зо­ван на Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре при пат­ри­ар­хе Фило­фее (1354-1355, 1362-1376), ко­то­рый на­пи­сал жи­тие и служ­бу свя­ти­те­лю.

Источники:

  1. Православная энциклопедия
  2. Азбука
  3. Азбука. Отечник

Добавить комментарий